воскресенье, 16 ноября 2014
ЗАБЫТЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
О них мало пишут. О них очень редко снимают фильмы. Буржуазная массовая культура почти игнорирует их. Новый проект Левого Фронта "Забытые революции" это краткие рассказы о полузабытых славных страницах революционной истории человечества.
ВОССТАНИЕ ИЛОТОВ (ТРЕТЬЯ МЕССЕНСКАЯ ВОЙНА)
В конце 13 века до н. э. на заселенный греками-ахейцами полуостров Пелопоннес вторглись дорийцы и другие греческие племена из северо-западной Греции. Захватчики заняли наиболее плодородные земли. Местное население частично покинуло свои земли, основав колонии, частично было порабощено или поставлено в зависимое положение. Дорийцы поселились в трёх районах Пелопоннеса: Арголиде (на северо-востоке), Лаконике (на юго-востоке) и Мессении (на юго-западе).
Переселение возглавили аристократы, называвшие себя потомками мифического героя Геракла — Гераклиды. Идеологически завоевание представлялось как восстановление законной власти Гераклидов, поставленных богами править данной территорией. Три названные выше области были поделены между ветвями рода Гераклидов.
читать дальшеЛакония, наименее плодородная и незначительная область досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодема, Еврисфену и Проклу из рода Гераклидов (впоследствии . От них произошли династии Агиадов (от имени Агида, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (от имени Еврипонта, внука Прокла). Таким образом, особенностью образовавшегося общества стало наличие сразу двух царских династий, которые правили совместно. Власть их была к тому же ограничена выборным советом старейшин — герусией и коллегией из 5 выборных чиновников — эфоров.
Главным городом Лаконии вскоре стала Спарта, в которой обосновались цари и их войско, ставшее фундаментом нового эксплуататорского сословия — спартиатов (спартанцев). Как и в иных греческих городах-государствах (полисах) в основу государственного строя Спарты был положен принцип единства и равенства всех полноправных граждан. Однако, в отличие от прочих греческих городов, где существовало частное рабовладение и происходило имущественное расслоение граждан полиса на олигархов (небольшая прослойка богатейших помещиков и рабовладельцев), средний класс (основная масса граждан — свободные крестьяне и ремесленники, владевшие одним или несколькими рабами, большинство вообще не имело рабов) и бедняки (потерявшие земельный участок, выбывшие из числа граждан или обращенные в долговое рабство), в Спарте государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, сдерживало их имущественное расслоение и не допускало частного рабовладения. Государственные рабы — илоты - были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего сословия спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше.
Основы государственного строя Спарты были заложены легендарным царем Ликургом. Спартиаты были обязаны заниматься только военным искусством и спортом. Все мужское население класса эксплуататоров было дисциплинированным, физически крепким, хорошо обученным военному делу и организованным по военному принципу. Развратники, пьяницы, изнеженные и опустившиеся элементы исключались из общества. Это делало господствующий класс необычайно сильным и способным на эффективное подавление угнетенных без опоры на наемников или свободных граждан из среднего класса. Можно сказать, что все сословие спартиатов и было единым средним классом, коллективно эксплуатирующим подчиненные группы.
Ремесло и торговля стали делом жителей зависимых от Спарты городов — неполноправных, но лично свободных периэков. Земледелием же занимались потомки завоеванных племен, государственные рабы — илоты. Среди них были не только потомки ахейцев из Лаконики, но с 8-7 вв. до н. э. и потомки бывших завоевателей-дорийцев из Мессении, захваченной Спартой.
Лаконские илоты идеологически были полностью подавлены спартиатами и являлись органической частью спартанского общества. Они не имели самобытной культуры и собственных самоуправляемых сельских общин и жили по казарменному принципу, как и сами спартиаты, занимаясь конечно не военной подготовкой, а земледелием. Лаконские илоты имели определенные привилегии: они допускались к хозяйственному обслуживанию воинов-спартиатов в походах (за что их часто освобождали после войны), со времен греко-персидских войн из их числа производились регулярные наборы солдат в войско, такие рекруты получали неполноправное гражданство Спарты и по статусу уравнивались с периэками. Лаконские илоты даже имели право на браки со вдовами спартиатов, что автоматически давало им свободу, а их детям право получить спартанское воспитание и претендовать на полное гражданство. Несмотря на все это в среде лаконских илотов веками копилась глухая ненависть к поработителям.
В ином положении находились мессенские илоты. В отличие от своих лаконских собратьев мессенские илоты сохранили собственную общинную структуру и самобытную культуру. Территориальная удаленность от Спарты затрудняла криптии (ежегодные акты террора спартиатов против илотов и одновременно элемент воинской подготовки молодых спартиатов, в ходе криптий эфоры формально объявляли войну илотам и посылали группы юношей в качестве разведчиков и диверсантов, совершавших ночные набеги на поселения илотов и уничтожавших их во время работы на полях) и делала их недостаточно эффективными. Мессенским илотам удалось в течение многих поколений сохранять и передавать потомкам навыки изготовления оружия, а самое главное — воспоминания и легенды о временах свободы.
В 465 г. до н.э. в Спарте произошло сильное землетрясение, город был почти полностью разрушен. Землетрясение произошло сразу же после того как по приказу эфоров был осквернен один из храмов бога Посейдона (преступники, укрывшиеся в храме и по традиции считавшиеся неприкосновенными, были арестованы и казнены). Это вызвало в Спарте волну паники и религиозной истерии, что в свою очередь воодушевило илотов на восстание по «знаку свыше» (типичная для древности и средневековья ситуация, когда восставшие против господ рабы и крепостные ищут морального «оправдания» своему бунту в воле богов, якобы велевших им наказать господ). Мятеж начался одновременно в Лаконике и Мессении. Пока лаконские илоты стихийно буйствовали в спартанских поместьях, мессенцы разгромили спартанские гарнизоны, снарядили войско и двинулись на Спарту, присоединяя по пути разрозненные отряды бунтовщиков.
Взять Спарту штурмом не удалось (сказалась отличная выучка и организация спартанской армии, сумевшей защитить город, несмотря на разрушение укреплений). Тогда илоты отступили в Мессению и заняли крепость на неприступной горе Итома. Несмотря на военную помощь Спарте со стороны многих греческих полисов, илоты стойко держались в течение 10 лет.
Среди прочих, помощь в осаде Итомы по-началу оказывали и Афины, что было следствием правления проспартански настроенного аристократа Кимона в промежутке между правлением Фемистокла и эпохой Перикла. Неудачи под Итомой имели свои последствия как для Спарты так и для Афин — пошатнулся военный престиж победителей первого этапа Греко-персидских войн, выросло недоверие между бывшими союзниками, Кимон был смещен и изгнан из Афин, антиилотская коалиция распалась. При посредничестве Афин между илотами и спартанцами было заключено соглашение. Армия илотов сдала крепость и прекратила войну в обмен на право свободного выхода вместе с семьями на территорию Афинского союза.
Итак, несмотря на единство, дисциплинированность и отличную воинскую выучку спартанцев, несмотря на постоянный террор, отсутствие вооружения и военного опыта, рабы-илоты сумели не только поднять восстание против своих господ-суперменов и долгое время сражаться с целой коалицией государств, но и одержать частичную победу, освободиться от рабства и стать свободными людьми. История илотской революции дает нам ясно понять: какими бы сильными ни были угнетатели и каким бы безвыходным ни казалось положение угнетенных, победа революции всегда возможна, если восставшие едины и сильны духом, если они твердо решили скорее умереть, чем оставаться рабами.
@темы:
Война,
История,
Статьи