Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
14.01.2013 в 06:17
Пишет Модо:О велруслите опять
Попалась мне в ЖЖ вот такая истерика.
И - да - я за то, чтобы выкинуть из школы Крылова и ввести туда Пелевина. Но лучше бы ввести больше зарубежки.
Русская классика для нас не фетиш. Да, она в некотором роде определяет наш язык - но уже не первый десяток лет опосредованно, через фильмы ли, через цитаты. Да, она представляет из себя некую художественную ценность, но эта ценность школьником практически непонимаема - точнее как, я лично видел одиннадцатиклассницу, плакавшую над Ахматовой, но восьмикласснику что-либо давать "на чувство" просто бесполезно.
Говорят, что она представляет определенную нравственную ценность - но это вопрос глубочайше дискуссионный. Для меня, к примеру, Тургенев не представляет нравственной пищи вообще, а Достоевский и вовсе отвратителен с точки зрения вообще всего, во что я верю. Но то ж для меня. Шире же я полагаю, что "нравственность" - дело семьи, как и литературный вкус.
Да, она действительно в определенной мере формирует менталитет... нет, не русского народа, русской образованной прослойки. Но проблема в том, что нам на хрен не нужен тот склад, который она формирует.
Если вы спросите меня - то школьный учитель литературы обязан давать много маленьких порций всякого. Если для ознакомления с (южно)американской литературой наравне с английской, с двадцать первым веком наравне с двадцатым надо будет кроваво порезать бесплодный, богоискательский русский девятнадцатый век - это будет даже замечательно.
Hatespeech off.
URL записиПопалась мне в ЖЖ вот такая истерика.
И - да - я за то, чтобы выкинуть из школы Крылова и ввести туда Пелевина. Но лучше бы ввести больше зарубежки.
Русская классика для нас не фетиш. Да, она в некотором роде определяет наш язык - но уже не первый десяток лет опосредованно, через фильмы ли, через цитаты. Да, она представляет из себя некую художественную ценность, но эта ценность школьником практически непонимаема - точнее как, я лично видел одиннадцатиклассницу, плакавшую над Ахматовой, но восьмикласснику что-либо давать "на чувство" просто бесполезно.
Говорят, что она представляет определенную нравственную ценность - но это вопрос глубочайше дискуссионный. Для меня, к примеру, Тургенев не представляет нравственной пищи вообще, а Достоевский и вовсе отвратителен с точки зрения вообще всего, во что я верю. Но то ж для меня. Шире же я полагаю, что "нравственность" - дело семьи, как и литературный вкус.
Да, она действительно в определенной мере формирует менталитет... нет, не русского народа, русской образованной прослойки. Но проблема в том, что нам на хрен не нужен тот склад, который она формирует.
Если вы спросите меня - то школьный учитель литературы обязан давать много маленьких порций всякого. Если для ознакомления с (южно)американской литературой наравне с английской, с двадцать первым веком наравне с двадцатым надо будет кроваво порезать бесплодный, богоискательский русский девятнадцатый век - это будет даже замечательно.
Hatespeech off.
Для начала, да - необходим некий баланс между мировой литературой и литературой отечественной. Но необходимо понимать, что есть определенные условности, связанные с самой природой литературы как формы искусства. читать дальше
Ладно, что-то она разговорилась. В сухом остатке:
- лучше б вместо реорганизации списка литературы нашли новый подход к обучению, новую методологию. Которая, как ни странно, ни капли не зависит от читаемой литературы.
Понимаете, я не специалист, но мне не нравится, видимо, именно та традиция, в которую наша литература вводит человека. Как этого избежать... хм.
Кстати, насчет "маленьких порций всего". Я педагог дополнительного образования и вместо обозначенных в своем договоре восьми часов, трачу гораздо больше на все: подготовка урока, дополнительное - "техническое" - чтение, всякие другие никому, кроме нашей бюрократической системы, ненужные бумажки. Читать художественную литературу практически некогда. В школе нагрузка выше. Гораздо. Плюс в школе всякие конкурсы, которые, вы будете смеяться, организовывают все те же учителя. (Сколько уходит на приготовление пищи и прочие бытовые обязанности, можно, наверное, не говорить). Часов в сутках - двадцать четыре. Нельзя объять необъятное.
Сам культурный процесс, так или иначе, идет по диалектической формуле - "сын мстит отцу за деда". Любая инновация происходит как синтез бунта и традиции. Она меняется сама, через некоторое время. Поэтому я как-то странно отношусь к Пелевину в школьной программе. Мне это не нравится - он, на мой взгляд, еще не доказал свою ценность. И включение его в обязательное чтение - крайне сомнительный шаг. С чем его сопоставлять? Я могу сопоставить Пушкина и Байрона, я могу проводить какие-то параллели между Базаровым и Арбениным(Лермонтов, "Маскарад"), но я не знаю с чем сопоставлять "Москву-Петушки" и "Generation П", кроме как с самими собой. Нет, конечно, можно что-то придумать, у меня даже появляются сейчас какие-то мысли... Но... это как-то незначительно все, из этого нет выхода куда-то кроме сопоставления.
Такое ощущение, что это должно пугать.
1) Пелевин тут вообще взят потому, что присутствовал в изначальной истерике.
2) Поздно, ять.
Пока же скажу, что "духовным рабством" и прочей этически окрашенной херью мы не занимаемся, это неинтересно. Но скажите - вы утверждаете, что изъять несовместимые с нормальной жизнью куски традиции невозможно - но помилуйте, с христианством же почти что получилось. И с феодальным чувством иерархии. Обо всем этом помнят, но оно крайне девальвированно - и вот этот же процесс и необходимо провернуть с так называемой тысячелетней духовностью русского народа в целом.
- какие куски несовместимы?
- да, я, если говорить грубо, именно это и утверждаю. И насчет феодальной иерархии и прочего: так уж и удалось? Сержант не будет заискивать перед генралом? Простой учитель может послать к черту директора? Иерархия перестала быть феодальной, но не перестала существовать. То же самое происходит, например, с Софьей Фамусовой - она непонятна современной девочке в некоторых аспектах своего поведения, но - при этой "непонятности" - ее история сводится к простому вопросу: "Мне быть "женой декабриста" или же побеспокоиться о комфорте?" А этот вопрос встает перед каждой девочкой - и не раз. Правда, я его видела примерно так и со стороны: Девушка стояла перед выбором - остаться с парнем, с которым она всегда будет как на бочке с порохом, или же с тем, который ее будет на руках носить.
- ну, я к Пелевину обращаюсь тоже исключительно потому, что он тут не раз и не два был означен.
Так иерархия будет всегда. Но понятие о "благородстве" и прочей фигне ушло в прошлое! И вот туда же следует спровадить еще очень, очень многое. "Особый путь России", например.
"Понятие о благородстве и прочей фигне" - было не настолько повсеместно, насколько кажется. Изменилась этическая норма - в силу ли "смены формации" или же цивилизационного развития. Изменилось понимание слова "благородство". Но самая суть - нет, увы.
И что это за многое, которое следует спровадить? Неужто мысль Достоевского о том, что что-то не так с пониманием идеи о сверхчеловеке? Или что?
Миллионы мух все-таки могут ошибаться.
Это идеология, ее никто убирать не будет.
Это - не наша идеология.
У России действительно особый путь.
Well, не совсем. Понимаете, это приемлемо у обывателя, но когда "российскую цивилизацию" обнаруживаешь у своих студентов, хочется нервно смеяться.
Но самая суть - нет, увы.
Да ладно. Мы сумели преодалеть весь этот бред насчет права, даваемого кровью, насчет права, данного неким творцом через помазание дурно пахнущим маслом и весь этот прочий ползучий аристократизм. Уйдет и прочее.
И что это за многое, которое следует спровадить?
Вброшу живительной копипасты:
читать дальше
А теперь - к копипасте:
По-моему, это жалкий парафраз Маринетти(вот тут). Потому что это особенность не столько русской, сколько литературы вообще - в силу того, что "в художественном произведении автор как раз исследует в большей степени этический момент". И трагедия - в любой своей форме - всегда считалась наиболее удивительным жанром, наиболее трогательным. Потому что это всегда "может быть вот так", а не "делай так". Понимать художественный текст как руководство к действию - это поверхностный, обывательский подход. Это - точка зрения. Не более того. Мысленный эксперимент, который кто-то провел до читателя. Читатель теперь может рассматривать в своем сознании модификации этого эксперимента - и выбрать тот курс действий, который необходим. Литература не учит сама по себе. Она дает материал, пищу для размышления.
А теперь - о клише, которое у меня вызвало безобразную гримасу - "будущие строители нового мира" - из чего строить-то? Я не спорю, что вместо того, чтобы забираться на дерево и оглядываться, можно просто срубить весь лес к черту, но... продуктивно ли это? Выкинуть все, что кажется неугодным в силу остаточной и поверхностной интерпретации, - это значит, что ничего не останется. Не останется в таком случае "На дне", потому что основная мысль там в четырех строчках, которые можно выдернуть из контекста, не останется Чехова - полностью. Не останется Тургенева, который, кстати, очень и очень славно аргументировал в пользу разумного nihil, а не отрицания всего и сразу. Потому что строить - это не ломать. Особенно, когда дело касается культуры: строить - это понимать, что ты делаешь и чего хочешь. И, мне кажется, что, когда дело доходит до целеположения, до проектирования собственной жизни, очень важно понимать, что есть вещи, которым ты можешь противостоять и которым не можешь. И трагедия в этом плане - гораздо нагляднее, чем все остальное. Эмоциональный отклик заставляет задаться вопросом, заставляет думать над другим положением, другим ответом. Заставляет искать умеренность. И всегда, всегда напоминает, что помимо материального есть еще и духовное, помимо рационального - чувственное. Что хаос сосуществует с порядком.
А ведь русская культура - это еще и Левша, подковывающий блоху. Это же - и тоска Бердяева. Раскольников не ставил себе никакую цель - он просто хотел выбраться из дерьма, в котором жил. А Достоевский ему и сказал - прости, милок, мне кажется, что это делается не так. Тот самый Достоевский, который в той или иной степени сам такого дерьма хлебнул. Русская культура - это скорее победа духа над материей. Вся русская литература выстраивает особое устройство бытия - и здесь как раз нужен читательский бунт, его живейшее отношение к читаемому - самый субъективно важный этап анализа произведения. И на уроках литературы учат анализу, а не тому как жить. Жить нельзя научить.
Вот.
*прижал, наконец, блоху пальцем*
Хотя.. можно же и по-другому понимать, да? Можно - внезапно - подумать, что, раз дух победил материю, то все, деньги - фу, вещи - фу, сиди и смотри на разбитое корыто? Это тоже как-то упрощенно, мне кажется. Как минимум от того, что не в этом победа духа. Победа духа достигается стойкостью убеждений. И, если подумать и повспоминать, этический конфликт всегда заключается либо в излишней ригидности убеждений, либо в недостаточной их твердости. И вот здесь автор всегда погружает читателя в самую гущу этого конфликта. Потому что именно этот конфликт и изображается.
И, если честно, классическая подача экзистенциального кризиса, кризиса убеждений кажется мне более реалистичной, чем современная и упрощенная.
Впрочем, блоха же уже прижата? И в ответ на то, что я пишу по семь-десять минут, я получу практически смайлик? Что же, осталось только задать вопрос - а что там в этой несчастной культуре останется и останется ли что-то вообще(а то, мне кажется будет примерно как в одной растаманской сказке про слова), если убрать дух из уравнения, сделав его придатком к экономической системе? Трогает ли нас Шекспир тем, что "Не пей вина, Гертруда" или же тем, что "Быть или не быть" четыре акта - и все же сделать в пятом?
Какие же эти самые душевные терзания - мерзкие, мелочные, суетливые. Давать это в школе - нормально, но ставить на мраморный постамент (как оно принято в теперешней системе) - очень, очень неправильный поступок.
Подросткам нужны примеры, на которые можно равняться. Базаров с Раскольниковым - не тот случай.
А Рахметов, например?
Не преувеличивается ли нами дидактический аспект художественного произведения? Ведь так или иначе - понять можно только то, что ты способен понять, а не все то, что может быть понято. Или, что будет более правильным вопросом, не упрощен ли в нашем сознании сам процесс? Это ведь не прочитал книжку - и все, заразился нахрен, не вылечишься никогда больше. Помимо этого еще есть живые люди - и многое другое. Из моего опыта - мне не понравилось "Преступление и наказание", но я очень нежно относилась к "Отцам и Детям". Но ни Раскольников, ни Базаров не были "ролевыми моделями" в полной мере никогда. Мне нравились какие-то черты, какие-то детали. Насколько я могу судить по своим товарищам по лицейскому кругу(это дополнительное образование по литературе), они даже не пользовались ролевыми моделями вообще. Т.е. импринта - не было. В отличие от, например, их и моих семейных отношений. Но это так, опыт, не точные данные.
Но ладно, попробуем пойти другим путем: процесс включения индивида в общество - это процесс включения элемента в открытую(предположим, что в силу количественных особенностей она кажется бесконечной) систему, так? Следовательно, вопрос:
- Линеен ли процесс приобщения к культуре(т.е. образному языку системы, или же он нелинеен и неупорядочен? (и правомерна ли моя наивная экстраполяция синергетики на социум, если кроме общих моментов ничего не знаю?)
- При условии, что воспринимается так или иначе вся входящая информация, как и по каким критериям выбирается то, что формирует "русскость"?
читать дальше
Давайте решим основной вопрос философии хотя бы уже для школьной программы, хехе. Так же, как в свое время решила его партия большевиков - посмотрите на дискуссию Ленина и Богданова. Богданов был хорош и годен, как марксист-политик, марксист-практик, но его мировоззрение оказалось отравлено ползучим идеализмом русской литературы (совершенно напрямую, человек тесно знался с Горьким). Приняв, наконец, тот факт, что материя совершенно определенным образом первенствует над духом, порождает и обуславливает его, что он сделал? Вместе с тем же Горьким он попытался в рамках Каприйской школы материалистическими средствами сконструировать духовную сферу для первенства таковой над материей! Богостроительство - вот самое уродливое, что происходило с нашей мыслью, счастье, что быстро сошло на нет.
Так же и уже. Поймите, за кризисом убеждений интересно смотреть, но школьная литература придает ему ложную значимость. Ты можешь сколько угодно пафосно превозмогать себя, ты можешь даже перейти от планов развития Обломовки к перестраиванию Обломовки - и что же? Два сарая, и денег нет, так как малоземелье и отсутствие сбыта - и никакая победа над собой тебе уже не поможет, так на диване и подохнешь. Ты можешь, зарубив старуху-процентщицу, мучиться совестью в Питере, можешь на эти деньги уйти в народ, можешь уехать в Англию и издать "Колокол", если старушка была ну очень жЫрной. Революции все равно не будет, пока не сложится требующий ее общественный слой. И так далее.
Собственной же ценности сами убеждения и нравственные ориентиры просто не имеют, что русской литературой, традиционно ценящей доброе намерение и смирение, игнорируется.
Ну а про духовную свободу русского интеллигента прекрасно сказал поминаемый вами как раз Пелевин. Напомнить?
Только давайте антиномичные вопросы все-таки оставим за скобками. Марксистская идеология сделала достаточно, чтобы старшие коллеги-философы боялись произносить слово "диалектика" без оговорок.
читать дальше
Марксистская идеология сделала достаточно, чтобы старшие коллеги-философы боялись произносить слово "диалектика" без оговорок.
Хм. К сожалению, она сделала ккак раз-таки недостаточно.
Но искусство - по крайней мере развивающееся - чуждо сытости.
Как африканист, позволю себе в этом усомниться. Искусство - по крайней мере литература, напрямую тождественно сытости и напрямую исключается голодом. Хотите, расскажу кое-что про литературу Алжира в иллюстрацию?
Вы говорите о богостроительстве - но я его не помню в 19ом веке.
В девятнадцатом веке нас накрыла зараза ничуть не менее отвратительная, но более ожидаемая - натужное богоискательство. От сомнительных штудий русского недомасонства, слюнявых славянофилов и до Толстого, которого понесло даже для сервильнейшей и пофигистичнейшей церкви куда-то совсем вдаль.
Но, по счастью, действительно был и резкий спурт ввысь, к переработанному опыту просвещения, к Гегелю и прочим - тоже, конечно, подпорченный народническим сомнительным идеализмом, но был.
Из этих двух тенденций следует - для школьников - выбрать все-таки какую-то одну. Потому что синтез возможен, но его результат менее желателен, чем.
Все это эпическое полотно, развернутое вами, конечно, прекрасно и удивительно, но давайте зададим простой вопрос: что из этого нужно _школьнику_? Что из этого нужно насильно впихнуть в руки достанному "конкурсами" учителю для утрамбовывания в пока еще резиновый внутренний мир ребенка?
Собственно, какой русский народ мы хотим вывести из школ?
И что же недостаточного было сделано? Я, вероятно, опять ничего не понимаю. Потому что не вижу разницы. Там -цензура, тут - сомнительный прогиб в сторону современной "интеллектуальности". Он действительно - сомнительный. Я не спорю об остроумии современной прозы - и иногда об остроумии современных стихов, но я сомневаюсь в их содержательной ценности. Современная литература - по моему опыту общения с ней - требует того культурного багажа, который... которого еще просто нет в старших классах. А идеи-то там всегда очевидные. Как увидеть исток идеи, исток мысли, ее корень и ее развитие, если знание не адекватно? Вы ведь знаете один из основных принципов герменевтики? Чтобы интерпретация текста была возможной - необходима определенная адекватность культурного опыта автора и читателя. Вжиться в эпоху, о которой час или полчаса назад рассказывали на истории гораздо легче, чем интерпретировать аллюзии, реминисценции и парафразы к тому-не-знаю-чему. Хотя конечно, живем в одно время и все такое - но опыт действительно разный.
Боюсь, конечно, быть снова уличенной в идеализме, но... разве наличие бога в онтологической системе - это плохо? Нет, это всего лишь успокаивает. Не зря все, мол, есть высший план. Бог - или его подобие - позволяет не бояться смерти, только и всего. Хотя, конечно, у меня несколько упрощенный подход к этому вопросу. Я слишком мало занималась средневековой философией.
Рассказывайте, пожалуйста, - мне интересно, я ничего об этом не знаю. Только, хм, я не буду спорить насчет невозможности голода и искусства одновременно. Но вот после? (Кроме того, я в большей степени имела в виду Бердяевскую тоску как мотив для поиска катарсиса. Но это очень и очень хороший разворот, спасибо.)
А что из этого полотна не нужно человеку? Останется в памяти или нет - это не столь важно, понимаете? Вы, я надеюсь, расскажете мне про искусство Алжира, а я вам расскажу про девочку из соседнего дома моего провинциального городка. Она любит детективы - типа Донцовой. И ей абсолютно наплевать на всю остальную литературу. Не потому что у нее времени на это все нет, ей просто это полотно непонятно. Ей не рассказывали об этом. Никогда. И вся ее жизненная проблематика сводится к вопросам отношений с мужчинами и с матерью. А теперь представьте на эту почву - Пелевина. Он же занимательно пишет. Верхние пласты легко усваиваются. А "Онегин" - нет. И поэтому многие свои внутренние проблемы она решить попросту не может. Не знает как. И ей не интересно знать. И, верите вы или нет, но таких гораздо больше, чем тех, кто это полотно видит. Добавьте то, убавьте это - ничего не изменится. Потому что подход не тот, не та методология.
А это не взаимоисключает?
разве наличие бога в онтологической системе - это плохо? Нет, это всего лишь успокаивает.
Да, это плохо. Ибо а) множит сущности, б) позволяет человеку заиметь весьма странные идеи о морали - идеи с тысячу с лишним лет как неактуальные.
Не зря все, мол, есть высший план.
Вот, например, что делать с тем, что его нет? Зачем плодить фатализм с одной стороны и бесплодные ожидания с другой, а не научить ребенка вместо этого как-то самому справляться с экзистенциальным беспокойством? Без... костылей?
Рассказывайте, пожалуйста, - мне интересно, я ничего об этом не знаю.
читать дальше
Но я даже не об этом. Понимаете, ни в одной по-настоящему бедной стране никакой литературы нет. Посмотрите на литературу Африки. Кого назовете? Кого бы не назвали - будет Нигерия, Кения или ЮАР.
Да, к тому, что под катом. Выделил таки, что _не нужно_. Необходимо отказаться от нет-нет, а и прорывающегося у русских философов (не скажу за Бердяева, не читал, а вот Ильин грешен) "золотого века". От идеала в прошлом. Общественный идеал обязан лежать в будущем, прочее по большей части следует из такой ориентации социума.
И вообще, вот в чем вы правы, это в том, что очень как-то легко я раскидываюсь этими "не нужно". Нет, это неправильно и это я несу фигню. Лучше, наверное, будет сказать "не легитимизированно".
Понимаете, у нас, по счастью, еще как-то постулируется агрессивная неподдержка обломовщины, отчасти стигматизированы купцы Островского. Но слишком многое не менее поганое одобряется.
Посмотрите на литературу Африки. Кого назовете? Кого бы не назвали - будет Нигерия, Кения или ЮАР. - действительно. Кутзее же считается?
И все же - я несколько сомневаюсь, что дело тут только и исключительно в наследуемой через литературную традицию культуре. Это - рефлексия, веха для истории. Ни в коем случае не solution. Интересно сейчас было бы провести параллели между произведением европейским и русским на одну и ту же тему. Но Фонвизин-Мольер требуют повторного чтения. Возможно, Шварц-Андерсен, но тут опять оговорки. Поэзию сравнивать не имеет смысла. А больше-то ничего на ум и не приходит. Пока что.
Но это была бы иллюстрация, а не что-то существенное. Существенным же будет понимание метода. Как я говорила ранее - задача школы заключается в научении навыку в большей степени, чем в передаче самой традиции: врастание в традицию - это индивидуальный процесс. А вот ключ в школе выдают. Самые-самые его основы, чтобы можно было ценить текст. Поэтому, как ни странно, я до сих пор придерживаюсь мнения, что чего-то не хватает именно в методологии интерпретации художественного произведения в школе, а не самом списке литературы.
Но да, теперь я яснее вижу, что именно вам кажется неправильным.
А чего б ему, аборигену ЮАР, не считаться
А в "моем" Конго литературы просто нет. Никакой. Максумум - очеркисты. *иронически* Странно, да?
А вот ключ в школе выдают.
Да ладно бы ключ. Путеводитель. На котором обозначены не те тропки, по которым надо бы ходить.
Но да, теперь я яснее вижу, что именно вам кажется неправильным.
Проблема еще и в том, что это неправильное - может быть, и производное школы, но распространено куда шире. Именно русская литература дает нам, например, русскую философию (которую я бы не назвал позитивным явлением, но это на вкус), русскую публицистику, да еще и пытается давать нам русскую историю и политологию (в части ее научного сообщества). Как я уже говорил, выбивать из студентов вот все пречисленное приходится с огромным трудом.
А должно ли это именно выбивать и вымарывать? Впрочем, тут я задаю вопрос не с позиций собеседника, а с позиций человека традиции - в какой-то мере. Кстати, я еще сегодня в книжном открыла книжку про цивилизационный подход в истории(но что-то крайне недавно написанное и изданное), а там - целая глава называется "Российская цивилизация"! Честно-честно. Впрочем, мне все равно интересно, где сейчас можно найти "обращенный в будущее" подход. Надо будет посмотреть.
Впрочем, мне все равно интересно, где сейчас можно найти "обращенный в будущее" подход. Надо будет посмотреть.
Раньше мы его и предлагали. Проблема в том, что коммунисты в России кончились, что и служит предметом моих скорбных ламентаций.