Пара слов о Риме, варварах и религии Голая ИМХАИнтересно, что когда государственной религией Империи было язычество, римляне ели варваров на завтрак, обед и ужин вместе с тевтонской яростью, длинными мечами и прочими радостями. С переменным успехом, но все же. После принятия христианства как государственной религии Рим довольно быстро пал. Понятно, что тому было море причин, например возникновение, по сути, крепостного права как в отношении крестьян, так и в отношении ремесленников, превращение свободных граждан в "рабов государства", колонов (в чем немалая заслуга того самого Константина Великого) и, как следствие, исчезновение духа римлян - гордых своей свободой, от патриция до последнего плебея, благодаря которому римляне поражали современников, как, например, Муций Сцевола. Понятно, что Сцевола был патрицием, но и рядовые граждане были не чужды римскому духу. У меня складывается впечатление, что этим шагом Константин нанес удар не только Риму, но и христианству: в период гонений на христианство христианами были люди искренне верующие, готовые пострадать за свою веру и потому ведущие жизнь праведную, чтоб, значит, как помрут - сразу в рай. После окончания гонений это стало, по сути, модно. После введения христианства как обязательной религии туда ломанулся весь шлак, который раньше был показательно языческим, а тут вдруг осознал и понял. Те, кто вчера жгли христиан и веселились, когда их кушали львы, стали первыми, среди христиан. И это извратило саму суть христианства, в результате чего мы получили то, что имеем. Побочным эффектом было привнесение идей пацифизма и непротивления злу - одобно для того, чтобы править, но пагубно для мышления свободного человека и воина. Необходимость ведения войны повлекла за собой дальнейшее извращение христианства, сделав его агрессивной религией.
Византийцы времён расцвета тоже лихо воевали Хотя при них часто преследовали не только "нехристей", но и христиан другого толка, тех же монофизитов, иконоборцев\иконопочитателей.