Великая Отечественная безграмотность- Класс, внимание! - попыталась перекричать гомон и ржание молодая учительница. - Класс!
После нескольких минут криков ее, чтобы отстала, соизволили выслушать - гомон приутих, за исключением хихиканья двух старшеклассниц, обсуждавших залетевшую знакомую.
- Перед вами - учительница указала на стоявшего рядом старика в покрытом наградами кителе. - Петр Васильевич, бывший полковник разведки, Герой Советского Союза. Он согласился поговорить с вами о Великой Отечественной войне. Можете задавать интересующие вас вопросы.
читать дальше
Воцарилась тишина, нарушаемая лишь продолжающимся хихиканьем подружек залетевшей одноклассницы и шуршанием открываемого пакета чипсов. Ученики даже не пытались изобразить на лицах заинтересованность - гость был для них скучным не прикольным стариком, который сейчас начнет бубнеть про свою "Родину", "Сталина", и прочую фигню. Школьники за задними партами уже вовсю перекидывались смс-ками и смотрели на телефонах ржачное видео, где пацан подбегал к девушкам и стаскивал с них юбки.
- Эмм... - попыталась нарушить молчание учительница. - Петр Васильевич, расскажите пожалуйста, как наш народ встретил начало войны?
Из груди старика вырвался грустный вздох, и он произнес на удивление четким и сильным голосом:
- Как встретил?.. Да по-разному встретил народ войну. Кто испугался, кто наоборот, в бой стал рваться. Люди-то разные на свете.
Неожиданно из середины класса раздался удивленный юношеский "бас", больше похожий на хриплый писк:
- А че, то есть в фильмах фигню показывают типа там все были герои и все такое?
Старик моментально нашел глазами автора вопроса и тот неуютно заерзал на стуле - одно дело спрашивать "из толпы", и другое - когда собеседник смотрит прямо на тебя. Да и взгляд у деда был какой-то...
- Все героями быть не могут. - спокойно ответил ветеран. - Все разные, и ведем себя по-разному. А что в фильмах героев показывают - ну а кого ж еще показывать-то? Трусов, или предателей?
Сидевшая за первой партой ученица скривила тонкие губы и с вызовом в голосе поинтересовалась:
- Вот вы говорите "трусы и предатели", а может людям просто умирать не хотелось? Может, им отдали дурацкий приказ "ни шагу назад", а у солдата дома жена и дети. А его тут же в предатели и расстреливают. По-моему это гадко.
Старик прищурил зоркие карие глаза и тихо ответил:
- У многих были семьи, и сражаться шли, чтобы в том числе и семьи свои уберечь. А те гады что сбегали - они не о семьях думали. Они о себе думали - чтобы не убило, да чтобы к жене домой поскорее. И не ради жены, а чтобы жить такому беглецу снова стало хорошо. - старик недобро нахмурился. - "Дурацкий приказ", говоришь? А ты бы какой приказ отдала, когда враг бы уже у самых ворот стоял?
- Всегда можно договорится. - не дала ветерану закончить ученица, настырно вздергивая подбородок. - А ваши методы... - она помолчала, подбирая выражение. - они бесчеловечны! Много тысяч солдат были убиты своими же только из-за того, что не хотели умирать из-за прихоти "вождя", ничего не понимавшего в стратегии!
- Я тоже че-та такое слышал. Там еще отряды какие-то были чтобы своих же расстреливать. - донесся голос с задней парты. - И эти еще были, комиссары или как их там, которые всех просто так расстреливали.
- "Просто так", да?.. - тихо вздохнул ветеран. - Те гады с поля боя бежали, города и села без защиты оставить хотели, своих товарищей под огонь подставляли, а вы их жалеете? - без недоумения, я скорее с грустью спросил старик.
- Большинство людей, наверное, и так ушло из фронтовой зоны. - подала голос темноволосая ученица в аккуратных очках. - Люди не дураки, чтобы под пулями сидеть.
- Не все бежать могли, да многие и не хотели. - ответил старик. - Тут ведь...
- Тогда они сами виноваты, и нечего перекладывать вину на так называемых "трусов", якобы оставлявших население без защиты. - перебила ветерана ученица с тонкими губами. - И вообще мне кажется, что все это лишь предлог чтобы устраивать показательные расстрелы в армии - чтобы остальные солдаты боялись.
- Немцев боялись, - заметил ветеран. - а не своих.
- А чего их бояться? - удивленно моргнула грудастая старшеклассница с длинными рыжими волосами. - культурная трудолюбивая нация. Нам вообще у них многому можно поучиться.
- Ага. - поддакнул сидевший за соседней партой здоровяк. - Если бы они нас тогда захватили - у нас бы тоже порядок щас был.
- И пиво хорошее. - вставил сосед здоровяка, и оба дружно заржали.
- Немцы зверьми были. Те из них, кто воевать против мира пошел. - сказал ветеран, понимая тщетность своих слов. - Они города уничтожали, деревни выжигали, женщин насиловали...
- Райн-раус, йааа, дас ист фантастиш. - томно простонала одна из недавно хихикавших девушек, и класс снова заполнило ржание.
Темноволосая ученица поправила очки, и с нескрываемой иронией произнесла:
- Немцы - звери, а наша "доблестная армия", значит, святая? Сколько народа наша армия убила и изнасиловала, когда до Европы добралась? Может еще скажете, что красноармейцы ничего не грабили? Да Сталин бы сам на Европу пошел, если бы Гитлер его не опередил, так что нам просто повезло, что не мы первые начали и теперь можно себя "защитниками и освободителями" выставить.
Ветеран покачал головой, поднялся со стула и молча вышел в коридор. Когда за ним тихо закрылась дверь, учительница обвела класс укоризненным взглядом и выбежала следом.
- Че это он? - удивился здоровяк, дожевывая чипсы.
- Стыдно за свою "хорошую красную армию" стало. - победно усмехнулась ученица с тонкими губами.
- Угу. А что он думал, мы тут все прослезимся и в ноги ему поклонимся, что он нас от "злой Германии" спас? - поддакнула темноволосая в очках.
- Не, и правда было бы круче, если бы немцы победили. Хоть порядок бы навели. - донесся голос с задней парты.
- Да ну все это. Надоели. Как девятое мая - вечно каких-то стариков приводят, а нам их слушай. - фыркнула пышногрудая рыжая красавица, читая очередное пришедшее на телефон сообщение.
Учительница быстро шагала по коридору, но ветерана нигде не было видно. Девушка даже спустилась на первый этаж и спросила у улыбнувшегося ей охранника:
- Миш, тут ветеран не проходил?
- Нет. - удивленно приподнял брови рослый милиционер. - А что такое?
- Да нет, все нормально. Он, наверное, через задний вход вышел.
Но задний вход оказался закрытым на замок. Решив вернуться в кабинет, учительница поднялась на второй этаж и уже хотела зайти в класс, когда заметила на подоконнике небольшой темный предмет. Подойдя ближе, девушка с удивлением взглянула на находку - на белом пластике подоконника лежала потемневшая от времени, покрытая гарью и засохшей грязью звезда Героя.© Камрад kor_shirou