Трудно ли создать космический аппарат? Разработать конструкцию,
компоновочную схему, разместить все датчики, полезную нагрузку, средства
передачи данных, проработать электрическую схему, учесть все нагрузки,
вибрацию, тепловое воздействие… И уложиться в установленные сроки,
массу, габариты и стоимость.
Практически все эти задачи предстоит решать участникам школьного
чемпионата "КанСат в России", который организуется НИИ ядерной физики
МГУ, при поддержке "
Даурии Аэроспейс".
читать дальше
Вчера посетил зимнюю зачетную сессию, где участники отчитывались о
проделанной работе, рассказывали о достигнутых результатах,
демонстрировали работоспособность бортового программного обеспечения, и
свою готовность к летнему практическому этапу.
Немного истории: чемпионаты CanSat придумало NASA больше 10 лет назад.
Переводится название как “спутник в банке”, которое точно отражает суть
соревнования — создание автоматического устройства, размером с банку
колы, которое сможет выполнять функции, соответствующие функциям
космического аппарата: автономная работа, получение данных о внешней
среде, проведение экспериментов, и дистанционная передача информации.
“Спутник в банке” запускается ракетой на высоту в несколько километров,
и, во время спуска на парашюте, он передает данные на наземную станцию.
Такие чемпионаты — полезная тренировка и подготовка подрастающего
поколения к делу беспилотного изучения и освоения космоса. Сейчас CanSat
проводится в десятках стран мира, и из некоторых команд-участников уже
вырастают группы, создающие научные или коммерческие космические
аппараты.
“КанСат в России” — это “местное” российское мероприятие, которое не
связано напрямую с иностранным CanSat. В российском чемпионате немного
изменены правила, например аппараты строят не на основе банки 0,33, а в
габаритах банки 0,5. Из-за сложности согласования ракетных запусков на
большие высоты, у нас находят альтернативные варианты: запускают
“спутники” с вертолетов, воздушных шаров, квадрокоптеров. Летом 2015
года планируют запуски со стратостата с высоты в 30 км.
До лета еще далеко, поэтому пока от участников требовалось, в основном,
отчитаться о теоретической проработке проекта: подготовить презентацию, в
которой отразить цели и задачи миссии, научно-практическое обоснование,
продемонстрировать степень готовности к реализации проекта. Но
некоторые команды все равно старались показать свои практические
наработки: кто-то показывал готовые концепты парашютов, кто-то —
работоспособность программного обеспечения, кто-то — рабочие
технологические образцы.
Жюри подобралось строгое и серьезное: были представители НИИЯФ МГУ,
Объединенной ракетно-космической корпорации, “Даурии Аэроспейс”,
Агентства стратегических инициатив, “ОКБ Пятого поколения”, сообщества NearSpace.
На презентациях детей не щадили, задавали вопросы как члены жюри, так и
прямые конкуренты из других команд. Научные руководители не имели права
помогать, только жестикулировали и закусывали губу — как спортивные
тренеры во время матча. В такие моменты проходит еще один этап
подготовки настоящих разработчиков космической техники — публичная
защита проекта. Инженеру мало изобрести уникальное изделие, ему надо еще
обосновать его уникальность, убедить инвесторов, грантовый комитет
и/или государственную комиссию, что его работа достойна запуска в серию
или запуска на орбиту. И здесь важен не только точный математический
расчет, но и умение говорить на публике, ориентирование во всех
технических и практических нюансах проекта, готовность и способность
внятно объяснить почему выбраны те или иные технические решения. Все это
— реальное дело, и реальная работа, которая необходима в космической
отрасли. Не знаю, готовят ли этому в профильных институтах, но, как я
видел, к ней готовы далеко не все инженеры. “КанСат в России” дает
возможность потренироваться.
Готовность команд сильна отличалась. Кто-то был откровенно слабоват в
презентационной части, кто-то наоборот полагался на артистизм и
красочную презентацию, проигрывая в технической проработке проекта.
Порадовала московская команда школы №17, где девушка-капитан уверенно
рулила четырьмя парнями-технарями, а на вопросы жюри отвечала:
— Сейчас покажу, — и шла чертить схемы на доске или вбивать команды в
программу приема и обработки телеметрической информации. Т.е. как
настоящий руководитель проекта, была в курсе всех деталей, и с
готовностью отстаивала решения специалистов команды.
Интересные технические проекты были у якутской команды “Чолбон-Б” и у казанской “Гагарин v2”.
Школьники Саха-Якутии решили разнообразить классическую компоновку
“спутника”. Они умудрились в габариты банки упаковать еще и раскладной
десантируемый квадрокоптер. Схема выведения была такая: ракета стартует и
в высшей точке своей траектории отстреливает “спутник”; тот снижается
на парашюте, передает информацию о своем местоположении, а на высоте 200
метров раскрываются его створки и оттуда вылетает автоматический
квадрокоптер: описывает круг, осуществляя видеозапись, и совершает
посадку.
Команда из Казани поразила не менее экзотичной конструкцией — они вообще
отказались от парашюта, и в его роли решили использовать квадрокопер.
Т.е. “спутник” на этапе снижения выпускает четыре алюминиевых “луча” с
пропеллерами, за счет работы двигателей падение аппарата превращается в
плавное снижение, в несколько раз медленнее парашютного спуска. На этапе
снижения включается инфракрасная камера, которая позволяет сканировать
местность на источники тепла — ребята в техническом обосновании
прописали поиск очагов возгорания в торфяных болотах.
Казанцы не просто рассказали о своем проекте, но и подготовили
инженерную модель аппарата. В процессе демонстрации жюри его
возможностей, сгорел сначала один двигатель, затем другой. На что ребята
флегматично заявили:
— Ну что ж, в ходе испытаний мы выяснили, что двигатели этого производителя лучше не использовать в летной модели аппарата.
В общем, мероприятие прошло вдохновляющее, дети откровенно порадовали.
Конечно, успехи школьных команд во многом зависят от их руководителей.
Если есть в школе увлеченный преподаватель, если он занимается и
передает свое увлечение воспитанникам, то и выходит из школы новое
поколение покорителей космоса. А дальше уже забота государства дать
возможность ребятам получить высшее образование, найти работу по душе и
реализовать себя в своей стране, в реальных и интересных делах в космосе
и на Земле.
“КанСат в России” — это одна из немногих возможностей учащимся
опробовать свои способности в деле, имеющем отношение к космонавтике.
Есть еще различные робототехнические чемпионаты и фестивали, вроде
“Робосиба”, на котором мне удалось побывать. Но, как всегда, возможности
ограничены. Команды сами решают вопросы перемещения к месту проведения
чемпионата, привлекают спонсоров и помощь местных властей. География
участников “КанСата” широка — от Дальнего Востока до Мурманска,
приезжают даже соседи из Беларуси. Несмотря на это, организационные
расходы часто выходят за пределы спонсорской помощи, поэтому если у кого
есть желание и возможность присоединиться к поддержке и развитию
чемпионата — пишите, добавляйтесь, рады любой реальной помощи.geektimes.ru/company/dauria/blog/245386/