Как вы считаете, снизилась ли надежность устройств с тех пор, как вы начали свою карьеру инженера?
Пожалуй, нет. Без сомнения, современные устройства являются куда более надежными, если рассматривать их на фоне предлагаемых ими технических возможностей. С другой стороны, различное оборудование на электронных лампах, над которым я работал в 50-60-х гг., а также ранние дискретные схемы на транзисторах были чрезвычайно надежными – но в силу своей простоты. У меня до сих пор сохранились тестовые образцы радиоприемников, которые десятилетиями пролежали на полках. Включите их – и они будут работать! Но все-таки нельзя сравнивать современное оборудование и его аналоги полувековой давности. В устройствах тех лет могло быть несколько дюжин ламп, если это была сложная военная электроника, или всего лишь горстка компонентов – в случае бытовой техники. И как можно их сравнивать с современными устройствами, внутри которых – десятки миллионов транзисторов, расположенных на крохотных кремниевых пластинах? Они невероятно надежны и открывают невиданные возможности.
На ваш взгляд, изменилось ли как-то глобально чувство ответственности у инженеров за последние 50 лет? Многие современные устройства нередко ломаются вскоре после покупки, а в инженерной сфере дух первооткрывательства давно сменился желанием делать новые продукты все быстрее и быстрее.
Мой опыт обращения с современной электроникой показывает, что она работает вполне неплохо. Устройства наподобие iPad и мобильные телефоны показывают первые признаки неисправностей спустя долгое время эксплуатации. И я уверен, что большинство ответственных инженеров хотели бы, чтобы именно та часть оборудования, которую они разработали, функционировала идеально. Проблема тут в том, что известные проекты сегодня – плод работ десятков и сотен инженеров, техников, математиков, физиков, графических дизайнеров и многих других специалистов, которые трудятся, чтобы мы могли воспользоваться технически сложными устройствами наподобие iPad. Я не могу сказать, что все эти люди обязательно чувствуют профессиональную ответственность за готовый конечный продукт, как чувствовали подобные мне инженеры десятки лет назад. Разумеется, найдутся те, для которых результат их работы крайне важен, но найдутся и те, кого совершенно не заботит судьба разработанных устройств. Человеческая природа не меняется. Всегда есть люди ответственные и люди безответственные. Специфика инженерных разработок сегодня такова, что на каждом проекте обязательно будут и те, и другие, потому что один человек больше не отвечает за продукт целиком.
ru.ign.com/feature/3698/everything-is-very-bad-...