Bercut_bird
Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
26.03.2015 в 18:13
Пишет Ланиста:

Очень годная статья.



«Я не верю в ваши боевые техники» (или «Мой стиль круче твоего»)


Интервью с мастером Mustafa Gatdula, возглавляющим Typhoon Philippine School of Martial Arts

«Я не верю в ваши боевые техники!»

Выучите эту фразу. Зазубрите ее. Ну или по крайней мере научитесь говорить: «Эй, не хочешь попробовать свои техники против моих?»

Это та фраза, которая поможет вам стать более умелым бойцом, построить свою репутацию именно бойца. И получить абсолютную уверенность в том, что ваши техники работают.

Я смотрю на 95% окружающих меня людей, которые занимаются ФБИ, и вижу, что они этого не понимают. Единственный способ для них изменить мое отношение к ним – постоять со мной в спарринге. Ну или поставить своих учеников против моих учеников. Потому что у меня такой взгляд на обучение боевым искусствам. Я так вижу.

И мне не стыдно сказать своему ученику, глядя ему прямо в глаза: «Ты проиграл, потому что пропустил отсюда и отсюда». Побеждают ли мои ученики постоянно? Нет. Но у них нет и страха перед бойцами других школ. Если у человека нет уверенности, то чего стоят его знания техник? Чем больше вы будете спарринговать с представителями других школ и стилей, тем больше будет у вас уверенности (как в себе самом, так и в изучаемых техниках). Спарринг стирает страх. И это действительно так.

Есть одна неловкая штука, которую я заметил в сообществе ФБИ школ. Это такая особенность впечатлять посторонних людей демонстрациями своих техник и упражнений (drills). Если человек, который смотрит на это со стороны, не знает этих техник, он будет почти 100% гарантированно впечатлен. И захочет им научиться. В результате каждый делает то, что делают окружающие. Изучают вроде бы одно и тоже, однако совершенно непонятно, кто кого сможет побить. Так вот и получается, что про людей, демонстрирующих разные захватывающие дух техники можно сказать, что они хороши именно в демонстрации техник. Потому что никто не видел, чтобы они делали что-то еще, кроме демонстраций.

Как-то раз, в 1999 году я проводил семинар в одном университете. На семинар в том числе пришел инструктор по Арнис из другой школы. В конце семинара он спросил, мог ли он дать мне несколько рекомендаций по поводу увиденного. И сказал интересные вещи:

«Учи большему количеству техник и забудь про спарринги. Спарринги можно дома устраивать, а на тренировках пусть они изучают побольше новых техник».

Коллекционеры техник, едрена мать! «Научи-ка меня тому, что я смогу показать друзьям». Как бы не так. Если я что-то показываю и чему-то учу, то я ручаюсь, что вы отработаете эти движения минимум 500 раз за тренировку. И если я вижу, что вас давно не было в зале, добро пожаловать ко мне в пару на спарринг. Что, не нравится? Тогда забирай свои деньги и проваливай.

Когда вы встречаете кого-то, кто практикует другой стиль – и упускаете возможность поспарринговать с ним – вы одновременно упустите возможность улучшить свои навыки и возможность узнать больше о другом стиле. Причем независимо от того, что он вам показал вне спарринга.

Когда вы демонстрируете какую-то технику, а вам говорят, что она не работает – нет проблем. Берёте оружие и предлагаете человеку испытать на себе те приемы, которые вы только что показывали.

Я говорю не о самоутверждении, эго или хвастовстве. Я говорю о вере в ваш стиль, ваши навыки и об уверенности в себе. Если вы будете так легко поддаваться впечатлениям о том, что другой стиль круче и «более реалистичен» чем то, что вы изучаете, вы никогда не достигнете более высокого уровня мастерства. Да, есть куча других стилей и школ. Но нужно ли вам изучить их все? Или может быть лучше углубить свои навыки и знания в выбранном стиле до такой степени, когда вы сможете понять, как применять техники и приемы других школ и стилей в манере удобной вам? Ведь по сути это детское мышление – считать, что для непобедимости нужно постоянно изучать новые техники.

Кстати, а что такое – «знать технику»? Если вам показали какой-то прием, и вы поняли, как он работает – вы теперь «знаете технику»? Не думаю. «Знать технику» – это значит уметь ее применить к месту и ко времени.

Один мой приятель у которого я обучаюсь борьбе очень любит прикалываться над видео чуваков, которые называют себя «бойцами смешанных стилей», но при этом не выступают на ринге и в многоугольнике. Они зачастую начинали изучать какое-нибудь таэквондо или другой стиль, бросили его, поизучали бразильское дзю-дзюцу и теперь вроде как заявляют о себе как о бойце-миксфайтере. С формальной точки зрения они действительно могут «знать» как бороться в партере и биться до попадания в партер. Однако этого мало.

Чтобы «знать технику» и использовать ее в бою, нужно быть хорошим бойцом. Многие занимающиеся Арнис всего лишь «знают» как демонстрировать техники, которые они изучили на семинарах. И они тренируют именно эти самые демонстрации. Поэтому они не развиваются. И поэтому они постоянно остаются новичками. В любом стиле есть такие. Им дай 10-15 лет – и они все равно будут заниматься «демонстрациями» техник вместо наработок их реального применения.

Задача обучения боевым искусствам должна ставится по-другому. Если вы встречаете кого-то, демонстрирующего незнакомые вам техники – вы должны поспарринговать с ним. Это единственный шанс выяснить как ваши техники будут работать против незнакомых вам техник. И даже если вы проиграете – это хорошо. Потому что сможете понять – почему именно это случилось. И в следующий раз этого не допустить. Но прежде чем это произойдет, вам придется использовать те же 30-50 техник (приемов) против множества других стилей. И тогда, незаметно для себя, вы станете настоящим экспертом в своем стиле. Это, друзья мои, одна из тайн мира боевых искусств – именно это представляет собой тот «секрет», за которым гоняются многие. Однако понимают это далеко не все тренеры и инструктора.

Однажды у меня случился разговор с учеником Эдди Чонга, преподавателя Вин-Чун в нашем городе. И этот молодой парень (вряд ли ему было больше 25 лет) сетовал на то, что Вин-Чун – неэффективный стиль. По его мнению, стиль не мог быть эффективным, потому что на тренировках они нарабатывали только техники рук. Парень посмотрел несколько видео с Дэном Иносанто и был убежден, что «голый» Вин Чун без использования филиппинских техник – полное фуфло.

Я поинтересовался у него, сколько же он тренировался у Эдди Чонга? Парень ответил, что около трех месяцев. На что я возразил: «Дружище, а как ты, толком не освоивший Вин Чун, смог понять, что в фильмах Иносанто действительно эффективные техники? И можешь ли ты быть уверен, что если бы ты практиковал Вин Чун гораздо дольше, то не показались бы тебе демонстрации Дэна такими же эффективными?»

В конце разговора я посоветовал парню вернуться к Эдди Чонгу и дать Вин Чуну еще один шанс. Я сказал: «Чувак, иди к Эдди и вызови его на бой. Наверняка мастер Чонг не изучал того, что ты увидел в фильмах Иносанто. Если ты считаешь, что Вин Чун фуфло, а техники Иносанто действительно хороши – проверь это» (хотя на самом деле я думаю, что мастер Чонг просто убил бы такого ученика, и не важно, использовал бы ученик только Вин Чун или добавил бы к нему ФБИ).

Конечно же больше я этого парня не видел. И я не знаю, бросил ли он в конце концов вызов своему учителю. И выиграл ли его (или проиграл). Но я знаю совершенно точно одну вещь – если бы я встретил этого парня теперь, он был бы уверен, что Вин Чун – непревзойденнейший стиль (потому что, либо он бы побил мастера Чонга, либо мастер Чонг навалял бы нерадивому ученику – но это было бы сделано при помощи Вин Чун).

Есть простая мысль. Если мастер боевых искусств будет бит в спарринге с представителем другого стиля, то это не значит, что его стиль плохой. Это значит лишь то, что он недостаточно искусен в своем стиле. Дело не в превосходстве одних стилей над другими. Хотите быть вечным новичком? Продолжайте скакать из школы в школу и из одного стиля в другой. Чтобы постоянно совершенствоваться, нужно делать очень простую последовательность – тренируетесь в одном выбранном стиле, спаррингуете с представителем другого стиля, и, неважно наваляли вам или наваляли вы – продолжаете тренироваться в выбранном вами стиле. Спаррингуйте чаще, спаррингуйте с представителями разных школ. Только так вы увидите свой прогресс. Ошибочно думать, что если вы получили по голове или выхватили в торец, то надо менять школу. Дело то в вас!

Естественно я не призываю зеленых новичков тут же кидаться в бой на представителей других стилей. Но чтобы прыгнуть выше среднего уровня, чтобы начать становится действительно мастером, чтобы преодолеть застой – вам нужно будет спарринговать за пределами вашей школы. И хотите вы или нет, если вы рассчитываете когда-либо сами стать учителем боевых искусств – вам придется пройти через это.

Как-то у Майка Тайсона, недавно приехавшего из Японии, взяли интервью. И задали характерный вопрос: «Майк, почему вы не приняли вызов японского чемпиона по дзю-до в вашем весе?» Майк ответил, что без проблем принял бы вызов, если бы они дрались без правил, в уличной манере. Тогда его спросили: «Ну а если бы вы вышли на ковер с ним, вы бы смогли справится с его бросками?» – и Майк со своей фирменной усмешкой парировал: «Не, чувак, вопрос должен звучать по-другому – смог бы тот дзюдоист выйти на бросок, не взирая на мои удары? Если да, то конечно он имел бы полное право надрать мне задницу. Но он же не согласился на мои условия, почему я должен был выступать по правилам его школы?»

Есть некая грань. Даже если вы поднаторели в своем стиле, но соглашаетесь выступать по правилам чужой школы, как вы думаете, повышает ли это ваши шансы, сможете ли вы выиграть в игре по чужим правилам?

Вызовы – это единственно верный путь проверить наши домыслы и фантазии. Пока ты ученик – самое время наколачивать шишки и экспериментировать. Турниры и матчи – самый быстрый путь таких экспериментов. Если за вашим поясом не стоит турнирной карьеры, то вы не учитель боевых искусств, вы преподаватель семинаров.

Почему сегодня филиппинские боевые искусства выглядят именно так, а не как ушу или силат? Все дело в дуэлях. На Филиппинах до недавнего времени были дуэли. До смерти или до первой крови – неважно, это все могут быть всего лишь рассказы стариков. Но факт остается фактом, ФБИ – это порождение дуэлей.

«Я не верю в эффективность твоего стиля» – это фраза не для того, чтобы кого-то унизить. Но если этой фразой вы заставили кого-то почувствовать себя неуютно – вы достигли одной из целей настоящего бойца. Эта фраза – хороший способ помнить о правильном отношении к своему обучению, своему совершенствованию. Эта фраза – хороший способ проверить, растет ли ваше мастерство. Эта фраза – хороший способ помочь вашему оппоненту проверить его мастерство. Ведь независимо от исхода боя вы оба вырастете в плане мастерства.

Цель всех потенциальных многочисленных боев, спаррингов, турниров, выступлений, матчей состоит лишь в том, чтобы, когда вы стали учителем, то могли передать вашим ученикам не только «движения», но и реальный боевой опыт. К сожалению, сегодня есть много учителей, у которых нет подобного опыта. Любой человек, имеющий звание Гуро («Учитель»), но не имеющий опыта реальных схваток, всего лишь добавляет воды в бассейн филиппинских боевых искусств.

Есть такой стереотип – для того чтобы стать стритфайтером, достаточно обучится «уличным» техникам, уловкам и немного «подкачаться». Хотя на самом деле куда важнее иметь сильную волю, уметь терпеть боль, обладать мужеством, психологически быть настроенным на уничтожение противника и не боятся получить травму. Но главное, нужно не боятся получить по морде и быть раненым в чувствах, если тебе таки наваляли. Увы, множество западных «учителей» тут имеют огроооомный пробел.

Вернемся к моему основному посылу. Практикуйте то, что практикуете. Не гоняйтесь за новыми техниками. Если вы видите, что кто-то показывает что-то новое – думайте, как вы можете с этим справится тем арсеналом, который у вас уже есть. И только если в спаррингах у вас не всегда получается справится с этой техникой, то только тогда стоит ее изучить, чтобы обогатить свой стиль.

Как-то ко мне пришел парень из Стоктона и попросил показать ему что-нибудь из филиппинки, чем он мог бы улучшить и обогатить свои навыки. Мы немного разогрелись и проспарринговали 45 минут. После этого он заявил, что разочарован, ведь он ожидал, что я буду ему показывать красивые drills и всякие феериеские вращения и перемещения, а мы тупо месились почти час в спаррингах. На что я спросил его: «Ты как думаешь, мои ребята – достойные бойцы?». Он ответил: «Ну да, они отличные бойцы, но…»

Еще как-то раз ко мне пришел парень, который долгое время практиковал таэквондо, но потом решил переметнуться в Джит-кун до. Он сказал мне, что таэквондо, по его мнению, неэффективно. Ну дальше вы поняли, да? Это мышление новичков, что есть какие-то волшебные техники и волшебные стили. Парни, все стили работают! Вы просто попробуйте глубже мыслить, проверять, спарринговать, осмысливать опыт. Но только в выбранном стиле.

Вообще это нормально, если вы считаете занятия боевыми искусствами фитнесом или спортом. Каждый берет свое. Но тогда не надо говорить, что вот эта школа эффективная, а эта вот – неэффективная. Проверяйте, тестируйте.

Когда на Филиппинах встречались два пожилых мастера, вы что, думаете, что они говорили что-то вроде: «Чувак, какие синавали (формальные комплексы отработки ударов «палка-в-палку» или «стук-в-стук») ты знаешь? Давай-ка погремим палками!». Нееее, они устраивали «дружеский матч». Это помогало растить мастерство обоих! И такой подход способствовал возникновению взаимного реального уважения, а не той фальши, что якобы пожилые люди должны уважать друг друга по умолчанию, потому что так принято.

Да, это может выглядеть не по-мастерски, все-таки кто-то в таком дружественном матче должен проиграть, верно? Но каждый филиппинский мастер (не считая тех, которые подвержены западным влияниям) считает, что его стиль – самый крутой и вбивает эту мысль в голову каждому ученику. Потому что если вы хотите бесстрашно ходить по улице, то должны быть уверены в том, что отметелите любого урода. Вот чему вас могут научить филиппинские боевые искусства. Только практика.

(с)тащено

URL записи

@темы: Рукопашка, Статьи, Фехтование